#МойПолитех

Валентина Николаевна
Ярская-Смирнова

Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ и Российского общества социологов. Почетный работник высшего профессионального образования России и СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Валентина Николаевна Ярская-Смирнова

НАЧАЛО СОЦИОЛОГИИ В СГТУ

История вопроса

В 80-х было предчувствие перемен, в 1983 г. в Академии наук СССР я защитила докторскую, показав возможность диапазона в понимании времени. И через год мне присвоили звание профессора. Однако атмосфера на кафедрах общественных наук СГУ, как и других университетах того времени, была затхлая, оставался неизменным джентльменский набор марксистских дисциплин – политэкономия, история КПСС, научный коммунизм. Философия тоже должна была оставаться в рамках марксизма, спасали методологические исследования, а я была в теме предвидения и времени.

Социология в СГТУ - условие фундаментальности профессионального образования, обеспечение готовности выпускников к эффективной трудовой деятельности в меняющихся условиях, достижение параметров опорного вуза, повышение рейтинговых показателей в России и за рубежом.

Я читала лекции на физфаке на огромных потоках под 200 человек. Ко мне на лекции в 9 корпус СГУ стал наведываться Владилен Васильевич Петров – по заданию ректора Политеха, знаменитого А.И. Андрющенко, который передал, что хочет со мною встретиться.

Анатолий Иванович Андрющенко – человек огромной внутренней культуры и неформальной эрудиции, военной выправки и старого российского и европейского воспитания, джентльмен. Когда я заходила к нему в кабинет, он обязательно вставал и приглашал сесть, занимая место в одной плоскости, за журнальным столиком. Я до сих пор рада, что в те годы познакомилась с ним.

Главная социальная многослойная инновация в техническом университете стала внедряться в конце 1980-х - начале 1990-х. Первый компонент многослойной инновации – открытый в 1987 г. на базе Политехнического института первый в Саратове Социологический центр. Он вошёл в союзные исследовательские программы, участие в которых оставило глубокий след в развитии академических сетей и дало толчок дальнейшей эволюции институтской социологии. Под влиянием программ «Общественное мнение» и «Народы России» удалось расширить спектр дисциплин по социальным и гуманитарным наукам, ввести в учебные планы историю философии, этику, эстетику, курс «Познай самого себя: психология личности», теорию и историю культуры. Это было сделано до официальной кампании по гуманитаризации образования 1990-х гг.. Новые дисциплины читались на всех потоках огромного вуза. Нововведения привели к необходимости сформировать региональное отделение ВЦИОМ. 


Биография

Родилась 18 августа 1935 года в Свердловске. В 1967 году окончила физический факультет Саратовского педагогического института и философскую аспирантуру СГУ. Начала преподавательскую деятельность в школе (1959), а затем продолжила преподавать в Саратовском государственном университете (1961-1985) доцентом и профессором кафедры философии. В СГТУ с 1985 года. Кандидат философских наук (1967), доктор философских наук (1981). С 1985 по 1991 годы заведует кафедрой философии. Имеет звание «Заслуженный деятель науки РФ» (1997). Организатор научно-педагогической школы по методологическим, философским, теоретическим социальным проблемам, почётный работник высшего профессионального образования России.

Организатор науки, инициатор гуманитаризации образования в России и Саратовской области. Открыла Социологический центр СГТУ, Саратовское отделение ВЦИОМ, была руководителем Всесоюзных исследовательских программ «Народы России» и «Общественное мнение (социология вуза)» в Саратове, членом Экспертного комитета по социологии при Минобразования России. Благодаря ей СГТУ стал одним из первых пяти вузов, открывших обучение по специальности «Социальная работа», аспирантуру и докторантуру по социологии. Под ее руководством был сформирован Научный парк для осуществления прикладных исследований занятости и безработицы, методического обеспечения работы и переподготовки персонала. Автор около 300 научных публикаций, исполнитель международных грантов, редактор многих научных трудов. Подготовила около 50 кандидатов и 10 докторов наук. Участник международных и российских конгрессов, исследовательских проектов по актуальным проблемам социологии. Член редакционного совета «Журнала исследований социальной политики».



Социальная специальность как фокус инновации

В 1991 г. мы участвовали в конкурсе на право вести подготовку по специальности «Социальная работа» и стали одним из пяти вузов России, получивших это право. Для разработки стандарта новой специальности мы приняли участие в работе организованного в Москве Временного научно-исследовательского комитета (рук. С. А. Беличева). Именно введение этой специальности позволило Саратовскому политехническому институту получить статус Технического университета. Через несколько лет «Социальная работа» как специальность, в целом социальное образование, оформляются уже во многих университетах и пединститутах страны. Мы оказывали методическую помощь, разрабатывали рекомендации работникам соцзащиты. Кафедра стала предметом профессиональной гордости. 

Траектория многоуровнего социального образования не является новой для коллектива кафедры, под влиянием шведской и американской программ 1990-х мы сразу работали в рамках этой образовательной концепции. Положительные экспертизы зарубежных университетов помогли получить разрешение на открытие магистратуры.Затем открыли аспирантуру и докторантуру по социологическим специальностям. Возник и Диссертационный докторский совет. За 23 года успешной и напряжённой работы совета было защищено 400 научных работ из них более 20 докторских. Деятельность совета получила высокую оценку ВАК.

Оформилась мощная научно-педагогическая школа социологии, социальной работы, появились весомые научные результаты в концепциях социального государства, социальной политики, политики в сфере инженерного образования и занятости, рынка труда и профессий, закономерностей мобильности, молодёжной политики, социологических исследований промышленности, предприятий. Социологи технического университета активно работали по научным программам и грантам международного, федерального и отраслевого уровня. Известны их высокая научная компетентность, публикации и научные разработки.  Сегодня социологический центр НОРЦМИ (Научно-образовательный региональный центр мониторинговых исследований) СГТУ имени Гагарина Ю.А. имеет многолетний опыт исследования процессов занятости, инженерного образования, реализации проектов в области социологии инженерной деятельности. В состав научной школы университета входили заслуженные деятели науки и почетные работники высшего профессионального образования РФ, заслуженные работники высшей школы, действительные члены общественных академий наук, обладатели правительственных наград и почётных грамот министерств и ведомств. Социологическое научное сообщество СГТУ играло заметную роль в интеллектуальном пространстве региона, в число членов сообщества входили эксперты ВАК, РАН, РГНФ, РФФИ, РНФ, обладатели почётных грамот Президиума РАН, Минобрнауки РФ и регионального правительства. Сильную социологическую школу высокую квалификацию преподавателей хорошо знают в России.  Сильная социально-гуманитарная составляющая вуза поддерживает высокий научный статус Опорного университета.

Реорганизация научно-образовательной структуры

В 2015-2016 гг. по решению ведомства Дмитрия Ливанова была произведена реорганизация научно-образовательной структуры социального направления, успешно развивавшегося почти четверть века. Реорганизация означала переход от гуманитаризации к узкой профилизации технического образования, закрытию аспирантуры и докторантуры, отмене бюджетного финансирования магистратуры по социальным специальностям («Социология», «Социальная работа»). Следствием этой реорганизации стало сокращение преподавательского состава, перспективных учёных, молодых кандидатов и докторов наук. Гонения на социально-гуманитарные науки, научные школы под предлогом их непрофильности после не совсем удачной формулировки сверху, предпочтение прикладной подготовки в ущерб фундаментальной не создают конкурентоспособности новой страты в смысле профессионала, ни нравственного укрепления ее как интеллигенции. Магическая модернизация не предусматривает этого сочетания, все более разделяя умственные усилия гуманитариев и технарей, интеллигенцию и социальные процессы.

Потеря социологической школы для СГТУ и в целом для Саратова - один из факторов, неблагоприятно влияющих на сохранность и развитие научного и человеческого капитала, способствующих миграции из региона и талантливой молодежи, выпускников школ, ориентированных на получение социогуманитарного образования, и выскоквалифицированных научных кадров. Вместе с тем основная задача опорного университета - создать условия для удовлетворения образовательных потребностей закреплению в регионе максимального количества выпускников школ. Социология должна присутствовать в университетском образовании опорного вуза. Социология в СГТУ - условие фундаментальности профессионального образования, обеспечение готовности выпускников к эффективной трудовой деятельности в меняющихся условиях, достижение параметров опорного вуза, повышение рейтинговых показателей в России и за рубежом

В XXI веке социальным технологиям отводится одна из ведущих ролей по достижению поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения социальных проблем, проектирования коммуникативных воздействий на макро и микроуровнях. Выпускники технического университета – это будущие руководители, перед которыми встанет задача управленческой стратегии, применения социальных технологий, формирования гражданского общества.

Для опорного вуза наличие внутреннего социологического сообщества - вопрос престижа. Понятие профильная специальность используется в разном контексте и порой для поддержки и достижения нерыночных целей. Воспроизводство инженеров высокой культуры оказывается под вопросом, конструируется барьер выпускников, соответствующих и не соответствующих профилю специальности. «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя», -  гласит афоризм Козьмы Пруткова. Водораздел гуманитарной и технической академической общественности, профильного и непрофильного образования создаётся искусственно, как консервация неравенства, дискриминации одних и расистского превосходства других. Обсуждение фундаментальных процессов в системе профессионального образования подменяется обсуждением состава и соответствия специальностей профилю вуза. В настоящее время формируется новая модель опорного университета, в ее основе встроенность вуза в народохозяйственный комплекс региона, многопрофильность, междисциплинарность и гибкость образовательных программ. Специалисты в области прикладной социологии востребованы на предприятиях и организациях области, сфере управленческого консультирования, развития инвестиционной привлекательности региона, сопровождения реализации национальных проектов. Эти тренды учитывает и стратегия развития СГТУ как опорного университета. В целом, развитие социогуманитарного образования является стратегической задачей, и пробелы в этой сфере могут привести к катастрофическим последствиям.


Социология СГТУ всегда инновативна, это - культурный и социальный капитал, престиж вуза, только мощный вуз может позволить себе такую образовательную программу, а хорошие образовательные программы - большая редкость. У нас хороший бакалавриат (новый и модный), а магистратуры по социологии города нет нигде, наша социология, таким образом, уникальна. Сохраняя базовый классический подход, образовательная программа нацелена на новые и актуальные проблемы современного общества, среди которых темы, связанные с технологическими и инженерными решениями (социология интернета, социология города, социология профессий), новыми исследовательскими методами, анализом наиболее актуальных социальных проблем. Социология выступает не только как самостоятельная образовательная программа, но и отдельная дисциплина, ориентированная на инженерный профиль. Она сближает индивидуальный, социальный и технический миры, способствует повышению эффективности инженерных решений для людей в обществе. Техническое, инженерное образование имеет собственный социальный дискурс, ценность не только технического прогресса, модернизации, акцент новых технологий. Профессия инженера является созидательной силой урбанизации, конструирования городов, удобных для жизни населения, включает понятие универсального дизайна как способа смягчения социального неравенства городского пространства и времени, создания безбарьерной среды. Это - воспроизводство культуры, инженеры становятся экспертами и агентами повышения уровня комфортности, привлекательности российских городов и их инфраструктуры благодаря социальной составляющей инженерного образования и специалистам в сфере инженерной и городской социологии, выпускникам социологической направленности в инженерном вузе.


Технический вуз - учебно-научно-практический комплекс

Социология охватывает все сферы человеческой жизни, носит прогностический характер, совершенствует будущую модель взаимоотношений, выполняет гуманистическую функцию, создавая моральные ценности, формируя социальные идеалы, научно-технические и социально-экономические программы, стимулируя развитие общества. Возникает спрос на людей, которые могут объяснить новые данные с качественным теоретическим обоснованием, спрогнозировать модель. Социология СГТУ - это бренд, она занимается отраслевыми исследованиями, расширяя кругозор, обучая социологическому дискурсу, социологическому воображению. Социология нужна как исследовательская практика для анализа социального запроса, востребованности, готовности к техническим инновациям, возможность обеспечить различные производственные отрасли и направления развития региона профессиональными аналитиками, знакомыми с отраслевой и местной спецификой. , объединяет порядка десяти институтов, на которых представлена совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания. Инновации не может существовать вне общества, социального времени и пространства, это касается и генерации, и реализации инноваций, их успешного внедрения в социальность. Прикладная социология в инженерном вузе может рассматриваться как технологический этап, базис разработки и внедрения инноваций, средство и методологическая база поддержания инновационного развития в межпоколенческой перспективе. Университет получает известность, имеет выход на широкие академические круги, значительно расширяя свою научную деятельность.

Здесь работают квалифицированные кадры

Необходимо обучить специалистов для развития социологии в Саратове. СГТУ - площадка, где работают квалифицированные кадры, способные в полном объеме обучить молодых социологов, дать уровень образования, который востребован на данном этапе развития России. Такие высокопрофессиональные кадры могут воспитать только преподаватели-социологи с мощнейшей базой теоретических и практических знаний. Высокий уровень образования повысит интерес абитуриентов к университету и сохранит имидж российской социологии одного из продвинутых вузов страны. Социология в техническом университете является неотъемлемой частью образования и служит базой формирования навыков и умений по развитию и применению социальных технологий во многих сферах социальной жизни, трудятся в ведущих учреждениях и вузах страны. В XXI веке социальным технологиям отводится одна из ведущих ролей по достижению поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения социальных проблем, проектирования коммуникативных воздействий на макро и микроуровнях. Выпускники технического университета – это будущие руководители, перед которыми встанет задача управленческой стратегии, применения социальных технологий, формирования гражданского общества.