#МойПолитех

Константин Платонович Муренин

Кандидат экономических наук. Выпускник САДИ 1959 года.
Уполномоченный представитель Фонда содействия инновациям в
Саратовской области.
murenin_kp.jpg

– Константин Платонович, вы закончили политех в 1959-м. С тех пор занимали высокие должности, руководили областью, да и сейчас находитесь в центре политической жизни. И на ваших глазах менялся не только наш регион, но и технический университет. Какие моменты, по-вашему, стали ключевыми в его истории?

– Если говорить о родном для меня институте, то я горжусь, что являюсь его выпускником. История вуза – путь длиною почти в 90 лет. На момент его создания все студенты умещались в одном здании, а сегодня здесь учится уже более 30 тысяч человек! Вуз всегда развивался вровень с теми задачами, которые решала страна. Будь это период индустриализации, когда требовались кадры, способные вершить техническую революцию. Или сложный военный период, когда институт работал на фронт, создавая, например, газогенераторные автомобили. На этапе восстановления народного хозяйства требовались специалисты в энергетике, машиностроении, строительстве, и институт опять же оказывался в авангарде инженерной школы.

Разработки института всегда были востребованы производством, а многие поддерживались и поддерживаются государством. Постоянно укреплялась научная сфера. Важная веха – открытие филиалов в районах области, которые коренным образом меняли жизнь городов, становились центрами науки и культуры.

Биография

Константин Платонович Муренин

Родился в 1935 году в селе Макарово Ртищевского района. В 1959 году закончил Саратовский автодорожный институт. В 1958—1960 годах работал инженером-технологом на одном из оборонных заводов в Саратове. С 1960 года на комсомольской и партийной работе. В 1972—1976 годах был заместителем председателя исполкома Саратовского областного Совета, курируя транспорт и дорожное строительство. В 1976 году был избран членом бюро обкома и секретарём Саратовского обкома КПСС. На этом посту он проработал 13 лет. В его ведении находились мелиоративное и дорожное строительство, укрепление производственной базы колхозов и совхозов, сооружение объектов, связанных с выполнением продовольственной программы, руководство капитальным строительством, социальное переустройство села. По результатам своей разноплановой хозяйственной деятельности защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук. В 1989-1991 годах был первым секретарём Саратовского обкома КПСС. С 1993 по 1995 год возглавлял предприятие «Автодор» в Саратове. Советник губернатора Саратовской области, уполномоченный представитель Фонда содействия инновациям в Саратовской области.



– А с каким периодом связаны ваши воспоминания о политехе?

– Мне довелось учиться в то время, когда на студенческую скамью приходили фронтовики – участники Великой Отечественной войны. И помню, как мы, мальчишки, только окончившие школу, этим страшно гордились. Такие люди цементировали студенческие коллективы, были его основой...

Особенный период студенчества – производственная практика, которую проходили на лучших предприятиях страны от Москвы до Владивостока. И ездили не по принуждению, а по желанию. Это давало широкий кругозор и повышало наш профессиональный уровень.

Многие мои воспоминания связаны с Анатолием Ивановичем Андрющенко. Он внес огромный вклад в развитие не только вуза, но и энергетической отрасли региона. Вообще, политеху всегда везло в плане кадров: здесь работали и продолжают работать люди, болеющие душой за общее дело, за родной вуз, за регион и страну.



– На ваш взгляд, за последние годы интерес к новаторству, техническому творчеству в целом вырос?

– Безусловно. Об этом я могу судить по той динамике, которую мы видим, получая заявки на конкурс У.М.Н.И.К.: с каждым годом их все больше, растет уровень, степень разработанности проектов. За годы проведения конкурса в нашем регионе несколько тысяч молодых инноваторов заявили о себе, 150 проектов из числа представленных политехом получили финансовую поддержку. Многие проекты-победители были реализованы, внедрены в производство, превратились в малые предприятия. Значительно лучше становятся презентации, с которыми выступают молодые ученые. Они защищают свои идеи, отстаивают позиции, отвечают на сложные вопросы жюри. Это тоже закаляет их.

Но предела совершенствованию нет. Области и стране всегда будут нужны хорошие проекты.

– В вопросах, связанных с наукой, образованием, мы должны ориентироваться на мировую практику или искать свой собственный путь развития?

– Если говорить о мировом опыте, то посмотрим, к примеру, на Японию. Там планируют внедрить систему всеобщего получения высшего образования. У нас пока такой задачи не стоит, мы совершенствуем и среднеспециальное образование. Но посмотрите, как наш мир меняется! Как быстро проникают во все сферы жизни разработки, связанные с искусственным интеллектом, робототехникой! Не исключено, что вскоре и мы придем к опыту страны восходящего солнца. Это потребует совершенно иной подготовки инженерных и технических кадров.

Высшая школа учит человека вырабатывать систему, которая позволяет грамотно выстраивать свою жизнь.

– Что бы вы пожелали сегодняшним студентам?

– Прежде всего, целеустремленности, осознанности в выборе будущей профессии и желания получать качественное образования. Могу сказать по своему опыту, что во многом именно инженерное образование помогло мне занять достойное место в жизни.

– Вы ведете очень активный образ жизни: работаете, занимаетесь спортом, пишете книги, встречаетесь со студентами. Откуда черпаете силы?

– Это также производная образования. Высшая школа ведь не просто дает при выпуске диплом специалиста, но учит человека вырабатывать систему, которая позволяет грамотно выстраивать свою жизнь. 

Фотогалерея