Версия для слабовидящих
Словарь содержит информацию об основных понятиях в области социализации, адаптации и здоровьесбережения

Д - З

Д

Дети возрастной нормы, обычные дети – дети, развивающиеся соответственно возрастной норме. 

Дети группы риска – дети, имеющие риск появления нарушений в развитии (медицинский, социальный или биологический) и требующие дальнейшего наблюдения. 

Дети с нарушениями развития – дети, у которых по сравнению с их сверстниками, выявлено отставание в развитии или имеются нарушения двигательных, когнитивных, коммуникативных, сенсорных или иных функций. Наряду с термином «дети с нарушениями развития» в настоящем документе используются термины «дети с функциональными нарушениями» и «дети с особыми потребностями (нуждами)». 

Добровольчество – это свободный выбор, который: 

  • отражает личные взгляды и позиции;

  • предполагает активное участие гражданина в жизни сообществ;

  • способствует улучшению качества жизни, личностному росту и углублению;

  • солидарности;

  • выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода;

  • ассоциаций;

  • способствует реализации основных человеческих потребностей на пути;

  • строительства более справедливого и мирного общества;

  • способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию;

  • созданию новых рабочих мест и новых профессий».

ДЦП – Детские церебральные параличи - совокупность синдромов, возникших в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения

З

ЗПР – Задержка психического развития – особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.