Версия для слабовидящих

ПРОЕКТЫ

Создавай новое

«Школа ректоров 13»

25.12.2017 6

Новый статус Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. – статус опорного вуза – предъявляет новые, еще более высокие требования к его сотрудникам, особенно, к работе управленческого состава университета. Сегодня система высшего образования нуждается в преобразованиях, соответствующих современным условиям развития техники, технологий, экономики, положению государства на мировой арене.

Руководство и управленческий состав опорных вузов с мая по октябрь проходили обучение в Московской школе управления Сколково по программе «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных вузов». Отбор участников проходил на конкурсной основе. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. представили 5 человек, в том числе директор ИРБиС СГТУ имени Гагарина Ю.А. Варвара Даньшина. Варвара Владимировна рассказала о том, как проходило обучение.

- В каком формате проходило обучение по программе «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных вузов»?

- Обучение проходило по пяти модулям в течение полугода. Каждый модуль длился не более недели. В рамках обучения мы слушали лекции ведущих российских и зарубежных профессионалов, чья деятельность связана с системой высшего образования, управлением, политикой, экономикой, социологией, бизнесом. Также осуществлялась групповая проектная работа и работа над проектами между модулями.

- Сколько человек приняли участие в обучении?

- Обучение в Сколково прошли 106 человек из 22 вузов со всей России. Участники программы представляли руководство и управленческий состав опорных университетов «второй волны».

- В чем заключалась основная цель обучения?

- Основная идея заключалась в подготовке управленческих команд вузов и разработке проектов, направленных на совершенствование тех или иных сторон жизни вуза, формировании новых моделей управления. В процессе обучения мы обращались к мировому опыту управления вузами, лучшим примерам проектной деятельности в вузах. Кроме того, в результате обучения было сформировано сообщество управленческих команд опорных университетов — это коллаборация, которая поможет каждому вузу максимально эффективно, качественно, опираясь на опыт и поддержку партнеров, реализовывать программу развития.

- Важной частью обучения стала проектная работа. Как она осуществлялась?

- Все участники программы были разделены на 10 групп, причем в каждой группе преимущественно присутствовали представители разных вузов. У каждой команды было свое название и свой проект, который она прорабатывала в течение всего периода обучения. Я работала в команде «Инновационная политика. Технологическое предпринимательство», и в результате мы разработали проект «Межвузовский акселератор стартапов».

- Расскажите подробней о проекте?

- Сегодня, так или иначе, в том или ином масштабе акселерационной деятельностью занимается каждый вуз. Многие обладают потрясающими инновационными разработками, исследованиями, которые могут быть успешно коммерциализированны. С другой стороны, у нас есть печальная статистика, согласно которой сегодня процент успешных стартап-проектов на 90% ниже, чем процент «провалившихся». Нам важно повысить количество успешных и востребованных стартапов. Считаю, что опорные вузы обладают для этого большими возможностями, особенно, если в своей деятельности будут опираться на принцип коллаборации и синергетический эффект — именно на этом основан проект «Межвузовский акселератор стартапов». Суть проекта заключается в объединении сил опорных вузов в процессе акселерационной деятельности: консультационная, экспертная поддержка, обмен опытом.

Мы уже делаем шаги в направлении реализации этого проекта. Так, у нас подписан договор о сотрудничестве с Тольяттинским государственным университетом. Его специалисты присутствовали у нас во время обучения по проекту «Студенческое предпринимательство: мой первый бизнес», некоторые представители опорных вузов смотрели его он-лайн трансляцию.

- Какие еще проекты, разработанные в «Школе ректоров 13...» Вас заинтересовали?

- Безусловно, все проекты были очень интересны, жизнеспособны и важны для вузов. Я обратила внимание на проект создания исследовательской социальной сети команды «Исследовательская политика». Проект предполагает создание социальной сети, где исследователи могли бы объединяться в группы по интересам, выходить на мировую исследовательскую повестку, проводить дискуссии.

Другой интересный и актуальный сегодня проект «Цифровой университет» - это идея создания единого цифрового пространства, что подразумевает стирание границ — это своего рода форма открытого образования.

- Кто из спикеров Вам запомнился больше всего?

- В «Школе ректоров 13...» был получен большой объем важной, нужной с практической точки зрения информации, и каждый спикер внес свой значимый вклад, поэтому очень сложно кого-либо конкретно отметить. Могу назвать Наталью Зубаревич – директора региональной программы независимого института социальной политики. В своей лекции она коснулась вопросов статистики, прогнозирования, миграции населения. Очень яркими и информативными были лекции директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александра Соболева, заведующего кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ, члена правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Петра Щедровицкого, руководителя проекта «Атлас новых профессий» Дмитрия Судакова.

Кроме того, запомнилось выступление руководителя направления по работе с клиентами и директора программы Executive МВА Сколково Максима Фельдмана. Он отметил, что в ряде стран существует своего рода «клей», который способствует успешному развитию стартап-проектов: в Америке — это отсутствие страха потерпеть неудачу (в США неудача — это опыт, который помогает стать еще лучше, еще успешней), в Израиле — это «хуцпа», то есть смелость, дерзость в хорошем смысле слова, именно поэтому в Израиле большое количество успешных технологических стартапов, а что в России является «клеем» пока сложно сказать…

- А из зарубежных спикеров кого могли бы отметить?

- Запомнилось выступление профессора политологии и директора магистратуры по государственному управлению Государственного университета Уэйна (штат Мичиган) Брейди Бейбека. Он рассказал об истории провала Детройта, которая началась с того, что Генри Форд, строя конвейеры, не финансировал образование. Уже через два поколения такого существования город стал банкротом, и сегодня Детройт постепенно начинают возрождать.

- Как проходила работа вне модулей?

- В основном межмодульная работа заключалась в проработке проектов, также в рамках одного из межмодулей мы прошли онлайн-курс «Управление университетами», разработанный Андреем Щербенком. Он работал в Колумбийском и Шеффилдском университетах и занимается проблематикой развития университетов в рамках программ и стратегических сессий бизнес-школы Сколково.

- Насколько я знаю, в процессе обучения был спортивный блок. Расскажите о нем.

- Лидерам, управленцам важно всегда быть в форме, в том числе, и в отличной физической форме, поэтому в каждый из модулей по четвергам проходил спортивный блок, первой частью которого была лекция, связанная со спортом, здоровым образом жизни. Например, одну из лекций провела известная врач-диетолог Лидия Ионова. Вторая часть спортивного блока была связана с разнообразными спортивными мероприятиями.

- Как Вы считаете, какова вероятность того, что проекты, разработанные в рамках обучения, будут реализованы?

- Сложно ответить однозначно, но в заключение работы «Школы ректоров 13…» все команды с энтузиазмом готовы были осуществлять разработанные проекты в университетах. Точно могу сказать об одном – в Институте развития бизнеса и стратегий СГТУ имени Гагарина Ю.А. уже делаются первые шаги, связанные с реализацией проекта «Межвузовский акселератор стартапов» и, я уверена, проект внесет значимый вклад в развитие Института, региона и вузов-партнеров.