Версия для слабовидящих
Кафедра
«Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей
» (ОПБС)

История

Кафедра «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» была создана в 2017 году на базе кафедр «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», «Автомобили и двигатели» и «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Основные научные направления кафедры:

  • 13В.01 Совершенствование транспортных услуг и безопасности дорожного движения на основе передовых технологий.
  • 13В.02 Формирование научных основ работоспособности автотранспортных средств и технологических машин.
В состав кафедры ОПБС входят следующие лаборатории и центры:
  1. Лаборатория эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов;
  2. Лаборатория централизованного восстановления деталей;
  3. Лаборатория автомобилей и двигателей;
  4. Лаборатория технологий транспортных процессов;
  5. Центр прогрессивных технологий и безопасности движения.


История кафедры «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

С началом формирования новых рыночных отношений в Российской Федерации возникла насущная необходимость в специалистах нового типа, соответствующих эпохе перемен, способных к генерации новых идей и поиску оригинальных решений в управлении предприятием. Этот процесс затронул практически все отрасли и сферы экономики, в том числе и ее транспортное обеспечение.

Находя эффективные решения на различных уровнях управления,  необходимо было решить не только технические вопросы, но и в большей степени вопросы управления персоналом и организацией автотранспортного производства. Специалисты, выпускаемые в то время автомобильными вузами, в том числе и автомеханическим факультетом, были ориентированы либо на технические аспекты автомобильного транспорта (специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» с 1930 года), либо на полностью экономические (специальность «Экономика автомобильного транспорта» с 1963 года).

С другой стороны, большое распространение стали получать новые прогрессивные технологии организации перевозочного процесса: контейнерные и пакетные перевозки, комбинированные перевозки. Более широко стали применяться централизованные перевозки. При их организации использовались новые экономико-математические методы, развивались информационные технологии, что тоже требовало привлечения специалистов соответствующей квалификации.

Эти объективные предпосылки вызвали необходимость появления новой специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», которая в 1990 году одновременно появилась в ряде центральных автомобильных институтов страны. На автомеханическом факультете СГТУ она была открыта на базе существовавшей тогда специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Конечно, при организации новой специальности было преодолено множество объективных и субъективных трудностей, но специальность появилась и сразу завоевала популярность среди абитуриентов и студентов. В связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования с 2011 года - кафедра открывает подготовку бакалавров и магистров по направлению «Технология транспортных процессов (ТТПР)»Кафедра «Организация перевозок и управления на транспорте» (ОПТ) была создана на основании приказа ректора СПИ № 393-П от 15 июля 1991 года. Организационно кафедра выделилась из состава кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», одной из старейших кафедр университета.

1991 - впервые был произведен набор на I курс, и уже тогда на 50 мест дневного обучения было подано 151 заявление. Конкурс составил 3 человека на место. В дальнейшем конкурс только возрастал.

1999 - конкурс составил 4,2 человека на место. Эта специальность всегда входила в пятерку самых конкурсных технических специальностей университета.

1992 - состоялся первый выпуск 48 молодых специалистов дневной формы обучения.

1995 - были выпущены первые 16 человек, подготовленных по заочной форме обучения.

Все выпускники трудоустроились в Саратове, Саратовской области и других регионах России. Многие из них в настоящее время занимают руководящие посты на автотранспортных предприятиях, в управлении государственного автодорожного надзора, государственной инспекции по безопасности дорожного движения, налоговой инспекции, министерстве внутренних дел и других отраслях народного хозяйства страны.

Первым заведующим кафедрой был избран генеральный директор объединения «Саратовавтотранс», кандидат технических наук А.А. Кокушкин.

1995 - кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент О.С. Коликов.

С 1998 по 2012 годы кафедру возглавлял доктор экономических наук, профессор Виктор Николаевич Клочков.

С 2012 года кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Владимир Николаевич Басков.

На первом этапе становления кафедры большое внимание уделялось учебно-методической работе, это было связано с тем, что новая специальность включала в себя большое число новых дисциплин, для которых отсутствовало необходимое учебно-методическое обеспечение. Эта работа интенсивно выполняется и в настоящее время, ежегодно преподавателями кафедры выпускаются учебные пособия и методические указания по читаемым ими курсам для студентов различных форм обучения. Одновременно кафедра проводит активную научно-исследовательскую работу. Период становления кафедры совпал со значительными преобразованиями в экономике страны и возникновением необходимости в принципиально новых методах анализа функционирования предприятий автотранспортной отрасли в рыночных условиях. Эта проблема легла в основу госбюджетной работы кафедры по теме «Разработка методов анализа деятельности автотранспортных предприятий». Следует отметить, что разработки кафедры имеют не только методологический характер, но и предполагают практическое применение. Так ряд разработанных методик реализован в виде пакетов компьютерных программ.