Версия для слабовидящих

МНЕНИЯ

Интересное о главном

Сергей Андронов: «Асфальтобетон с фиброй обеспечит дорогам долговечность»

21.08.2017 751

Уже более сорока лет при Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. действует учебно-исследовательский центр «Волгодортранс». Его специалисты спроектировали в нашем реги­оне большинство местных автотрасс. Силами этой организации проводилось исследование гоночной трассы «Формулы-1» в Ад­лере, сде­ланной по технологии будущего, и на объектах чем­пио­ната мира по фут­болу 2018 года в Волгограде: это участки проезжей части вблизи аэропорта Гумрак и на улице Ро­коссов­ского, примыкающей к стадиону «Волгоград Арена», где пройдет несколько матчей футболь­ного «Мундиаля». Но главный смысл работы центра – создание новых технологий для авто­дорожной отрасли.    

- Мы люди науки, - подчеркивает его директор Сергей Андронов. – Без нас не воплотить многих про­ек­тов, эффект от реализации которых исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей. В приго­род­ном по­селке Усть-Курдюм наша группа внедряла покрытие противо­скольжения, состоящее из поли­уре­тано­вого слоя, который наносится на асфальтобетон. Эта инновация служит, в том числе, для обеспе­че­ния без­опасности в зим­нее время на остановках общественного транс­порта, предотвращая па­дения граждан, грозящие тя­же­лыми травмами. Таким образом, любая разра­ботка в сфере дорожного строи­тельства до момента своего внедрения подвергается нами тщательному контролю.

Инновационное покрытие служит вдвое дольше обычного 

Готовя свою докторскую диссертацию, Сергей Андронов стремится к тому, чтобы отраженные в этом труде технические идеи не остались на бумаге, а нашли бы повсеместное применение. Основная тема его науч­ных исследований – использование асфальта с добавкой фиброволокна.

- Асфальтобетонное покрытие с волокнистыми элементами отличается от обычного покрытия дороги так же как железобетон от стандартного бетона, - поясняет ученый. – Базальтовые, полимерные или расти­тельного происхождения волокна, введенные в асфальтовую массу, играют роль арматуры, придающей всей конструкции монолитность. Создавая такого рода материал, мы опирались на опыт науч­ной школы Са­ратова, занимающей в России лидирующие позиции в данной отрасли знаний. «Обогащенный» ас­фальт предназначен в первую очередь для профилактики образования колей. На проезжей части они обычно раз­виваются во время летней жары и под воздействием большегрузного транспорта – на подъ­емах, поворотах, перекрестках со светофорами. Их легче предотвратить, чем исправить. Структура мате­риала, разработанного в нашей организации, позволяет снижать внутреннее напряжение дорожного по­лотна, и это отлично служит поставленной задаче обеспечить безопасность движения по автотрассам. В целом же испытания показали, что до­рога с фибро­покрытием минимум вдвое долговечнее по сравне­нию с участками, вы­полненными по обыч­ной техноло­гии и требующими капремонта каждые 5-7 лет.

Директор ПУИЦ «Волгодортранс»  Сергей  Андронов  убежден, что преждевременный износ автодорог, характерный для Саратовской области, можно полностью устранить в регионе при незначительном уве­личении рас­ходов бюджета. Модернизация производства с целью наладить выпуск асфальта нового вида потребует огра­ниченных вложений, а на тех заводах, где готовится щебеночно-мастичный асфаль­тобетон, и вовсе нет необ­ходимости что-то серьезно менять ради инновационной продукции.

Технология производства асфальтобетона армированного фиброволокном, авторство которой принад­лежит научной группе из «Волгодортранса», подтверждена патентом Федерального института промыш­лен­ной собственности. Судьба этой разработки теперь во многом зависит от главной отраслевой инстан­ции – федерального дорожного агентства «Росавтодор». Техноло­гией заинтересовались потенциальные инвесторы, поскольку научная  разработка уже востребована у производителей. Подрядчики, заня­тые ремонтом и содержанием ав­тодо­рог, в свою очередь поддерживают ее массовое применение.

Полный переход к новой технологии – до 2022 года

- Я лично знаком со многими руководителями дорожного звена в Поволжье, - продолжает Сергей Анд­ронов. – Их содействие в сфере технологических инноваций - решающий фактор успеха соответствующих разра­боток «Волгодорт­ранса». В частности, нас поддержали директор ООО «Викинг» Юрий Алек­сеев, который на своем предприятии предоставил площадку для изготовления производственных смесей по нашей техно­логии, и АО «Автогрейд» из Энгельса, строящее дороги в ряде областей Российской Федера­ции. Замечу: расход асфальтобетона с фиброволокном при выполнении ремонтных работ требуется меньший, чем с использованием обычного асфальта. Его 5-сантиметровый слой выдерживает больше, чем 10-тон­ную нагрузку на ось при допустимом среднем значении 6 тонн. Подтверждаются и эффектив­ность, и вы­со­кая экономичность новой технологии – притом, для ее реализации можно обойтись «дедов­ской» до­рожной техникой - катками и асфальтоукладчиками.    

Год назад эта инновационная смесь проходила производственное внедрение на самых загруженных го­родских улицах. Работы с ее использованием проводятся в текущем году еще на 4-5-и участках. Полно­стью внедрить указанную технологию планируется до 2022 года.

- Разработка включает в себя три компонента – шероховатый защитный слой поверхности дороги, при­менение фибры по «горячей» технологии, «холодная» методика укладки асфальтобетона с дис­перс­ным битумом и опять же с добавлением синтетических волокон, созданная профессором СГТУ Нико­лаем Гор­наевым. – уточнил директор «Волгодортранса», - Исходный материал для производства асфальтобетона нового по­коления находится буквально под рукой. В Саратовской области – целый кластер предприятий, выпус­кающих волоконные изделия и, в первую очередь, это предприятия Балакова. Обнадеживают и общие позитивные перемены в дорожной отрасли региона. Объем работ за предыдущие три года здесь превы­сил аналогичные показатели нескольких последних лет. При возросших размерах бюджет­ного финансиро­вания дорожного хозяйства наши идеи будут востребованы как никогда ранее.  



Текст: Александр Гуляев