Версия для слабовидящих

МНЕНИЯ

Интересное о главном

Изобретения, приборы и устройства, разработки всегда были и будут брендом Политеха

11.04.2019 687

В преддверии Дня космонавтики мы побеседовали с одним из самых видных ученых СГТУ, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и техники России, научным консультантом научно-исследовательской лаборатории конструкторского бюро ПО «Корпус» Петром Плотниковым, который своей полувековой научной деятельностью, в том числе и в космической отрасли, доказывает, что Гагаринский вуз носит свое имя по праву.

- Петр Колестратович, расскажите, в каких областях науки Вы работаете?

- Мы с коллегами (предприятия «Корпус», «Оптолинк», «Антарес», «Газприборавтоматикасервис», «Геофизмаш») трудимся в таких областях, как космос, авиация, подводные аппараты, внутритрубная и скважинная навигация, цифровая экономика.

- Каковы результаты работы по этим направлениям?

- Мною и соавторами получено 159 патентов на изобретения и полезные модели. ЗАО «Газприборавтоматикасервис» выпустило книгу по 20 моим патентам, которые касаются пространственного позиционирования магистральных трубопроводов. В целом же 40 моих патентов – по трубопроводам и нефтяным скважинам. ООО «Газприборавтоматикасервис» внедрила по нашим совместным разработкам и патентам метод внутритрубной навигации, НПП «Антарес» разрабатывает системы ориентации и навигации для космоса. Так, продукция «Антареса» установлена на 30 действующих космических аппаратах. Отметим, что НПК «Оптолинк» изготавливает самые точные в стране волоконно-оптические гироскопы, покупаемые в т.ч. за рубежом.

- В чем состоит Ваша часть работы в совместной деятельности?

- Мы даем предложения по схемному решению систем и обосновываем их уравнениями движения, алгоритмами работы и математическим моделированием. Партнеры внедряют то, что подходит. Что касается внутритрубных снарядов, то мы помогли установить  на них, наряду с одометрами, навигационные системы – гироскопы и акселерометры. Эти устройства помогают находить координаты дефектов и своевременно устранять их. Так, могу привести пример, что когда на внутритрубном дефектоскопе, используемом на Урале, стоял лишь одометр (прибор для измерения количества оборотов колеса), он показал неполадку примерно на 320 км от места старта запуска устройства, но искали ее месяц, так как при такой работе необходимо учитывать множество других факторов, как то углы изгиба трубопроводов, например. Наши навигационные системы призваны увеличить точность диагностики, определяя координаты дефектов, а не расстояния.

- Вы реагируете на какие-то внешние запросы науки, производства?

- Конечно. Встречаемся с главами и специалистами предприятий, получаем задачи, на базе предприятий проводим эксперименты. Сейчас, например, я работаю для «Корпуса» над устранением недостатков прибора для стабилизации антенн спутников ГЛОНАСС.

Стоит отметить, что у нас на «Корпусе» – филиал кафедры ПБС. Комиссия  «Роскосмоса» присвоила ему 3 место среди 40 филиалов кафедр на предприятиях по России. Таким образом, в этом направлении мы можем считать СГТУ в одном ряду с МФТИ.

- Что у Вас в планах?

- Я веду трех аспирантов и надеюсь подготовить около 16 изобретений  в ближайшие 1,5 года. Ведь изобретения, приборы и устройства, разработки всегда были брендом Политеха.